Статьи

Небылицы – ключ к детскому воображению

Небылицы – ключ к детскому воображениюВ возрасте 2-3 лет, когда у ребенка активно формируется речь, часто встречается ситуация, когда детки начинают активно фантазировать, придумывать всяческие небылицы, переворачивать давно знакомые слова «с ног на голову». Родителям следует знать, что, во-первых, это является признаком развития психических процессов ребенка, а также тренингом его воображения и творческих качеств.

В соответствии с потребностями подрастающих детей экспериментировать со словами и образами, еще наши предки придумали забаву под названием «небылицы». Как оказалось в определенном возрасте небылицы необходимы для развития ребенка, осознания законов мироздания, осознания существенных признаков предметов и явлений, разделения на правду и вымысел и т.д. Чтобы понять ту или иную небылицу, ребенок должен понимать, что вся забавность ситуации заключается в том, что признаки, свойства и характеристики одних предметов приписывают другим, а для этого детская психика должна быть готова осуществить ряд операций и процессов по анализу и выделению этих признаков, сопоставлению, сравнению и т.д.

Кстати, одним из критериев психологической готовности к обучению в школе является умение ребенка на картинке с изображением нелепиц найти и указать на несоответствия. Таким образом, проверяют элементарные образные представления о мире, установление логических связей, отношений и т.д. Стихи-небылицы кроме названого заставляют ребенка еще и учиться воспринимать информацию на слух, и создавать в своем воображении определенные картинки.

Воображение и фантазия представляют собой виды мышления, которые отражают умение «в уме» представлять то, чего нет на самом деле, или создавать образы из того, что сохраняется в памяти. То есть благодаря воображению происходит активный творческий процесс, направленный на создание новых знаний, идей, образов на основе старых знаний. В отличие от воображения, фантазия отличается умением создавать тоже новые, но несуществующие, нереальные, сказочные, невозможные ситуации и объекты, однако тоже основанные на реальных знаниях.

Слушая и сочиняя небылицы, ребёнок активно включается в процесс фантазирования, создавая на основе старых знаний новые образы.

Психологи выделяют такие виды воображения.

  • воссоздающее (или воспроизводящее)
  • творческое (новые образы по собственному замыслу, «из головы»)
  • неуправляемое («буйная фантазия», несуразица, несвязанные нелепицы).

Небылицы – ключ к детскому воображениюВ процессе фантазирования, перед ребенком не ставится никаких ограничений, возможно все, подойдет любое решение. Отсутствие каких-либо рамок отличает мышление креативных людей, поскольку они изначально не ограничивают себя «разумными», «правильными», «стандартными» решениями. Развивать фантазию ребенка надо начинать с раннего возраста, которая дополнившись знаниями физических законов, превратит его в творческую личность с массой интересных идей. Есть замечательная фраза: «Без воображения нет соображения». Гений Альберт Эйнштейн высоко ценил умение воображать, поскольку считал, что воображение более значимо, чем многознание, и без него нельзя сделать открытие. А Циолковский говорил, что даже холодному математическому расчету обычно предшествует работа воображения.

Таким образом, стихи–небылицы это инструмент, который запускает воображение и фантазию ребенка. Не позволив ребенку фантазировать и изобретать в детстве, существует высокая вероятность того, что он и в зрелом возрасте не будет этого делать. Очень важно родителям не критиковать плоды воображения детей и случайно не «обрезать крылья» полету фантазии неосторожной фразой «Так не бывает!».