Важной составляющей воспитания современного поколения является задача не растерять духовное богатство предыдущих поколений, сохранить и приобщить детей к народному творчеству. Пословицы и поговорки в определенной степени являются яркой и острой приправой нашей речи. Краткие, но очень емкие по своему содержанию, пословицы и поговорки выражают вековую мудрость народа. Многие поколения в пословицах и поговорках передавали своим детям определенные правила жизни и поведения.
Дошедшее до наших дней наследие в виде поговорок и пословиц разнообразно по форме и содержанию. Пословицы зачастую имеют характер практического наставления-поучения. Это житейские советы, пожелания, поучения хорошим нравам, правилам поведения. Пословицы отражают народные коллективные идеи относительно вопросов рождения детей, средств и методов воспитания, способов поощрения или наказания, наследования ребенком поведения своих родителей, о влиянии окружающей среды, о значении общественного мнения и т.п. Отдельная тема это пословицы о человеческих качествах, чертах личности, оценки поступков и действий, связь с воспитанием.
Сегодня многие воспитатели, педагоги и родители рассматривают пословицы и поговорки как «народные педагогические миниатюры», которые могут послужить замечательным средством воспитания и развития дошкольников и младших школьников.
Короткие выражения, обычно рифмованы или имеют четкий ритм, поэтому очень легко запоминаются детьми. Пословицы и поговорки сразу же всплывают в памяти, когда необходимо проиллюстрировать определенную ситуацию. И зачастую вместо долгой поучительной беседы, короткая, но яркая пословица может стать незаменимым средством.
Подрастающий ребенок еще не достаточно хорошо владеет разговорной речью, и очень часто вместо того, чтобы например, передать смысл текста своими словами гораздо лучше воспроизводит его дословно. В этом же возрасте наблюдается чувствительность к языковым явлениям и вовремя сказанная мудрая фраза закрепляется в памяти ребенка на многие годы и оказывает мощное эмоциональное воздействие. Поэтому пословицы и поговорки при обучении и развитии детей широко используются воспитателями и педагогами при различных видах деятельности:
-
В изучении иностранных языков.
-
На уроках чтения.
-
На уроках математики (поговорки и пословицы с математическим содержанием)
-
На внеклассных занятиях.
-
На воспитательных часах.
-
На школьных праздниках, утренниках.
-
На уроках литературы и языка.
При работе с пословицами и поговорками существует ряд особенностей, на которые следует обращать внимание:
-
Использование сопоставления, сравнения или противопоставления в пословицах. Детям следует объяснить значение и суть сравнения на доступных примерах.
-
Антитеза в пословицах задается с целью воздействовать на маленького слушателя, демонстрируя правильные образцы поведения и неправильные. Следует помочь детям понять значение этого художественного средства с помощью постановки вопросов к пословицам: «Если ученье – свет, тогда неученье — это что?»
-
Применение эпитетов в пословицах помогает создать яркий и выразительный образ. С помощью различных приемов ребятам следует помочь понять и оценить точность эпитетов.
-
Часто встречающиеся в пословицах и поговорках метафоры и гиперболы и устаревшие слова также требуют отдельного объяснения.
-
Внимание следует уделять ритмической организации пословиц и поговорок, логическому ударению и рифме.