Часто взрослые люди недооценивают богатейший потенциал скороговорок, как замечательного средства для развития ребенка. Кроме того что скороговорка это веселая забава, которая приносит массу положительных эмоций, одновременно это достаточно сложный труд и средство развития артикуляционно-речевого аппарата, да и интеллектуальной сферы в целом.
Скороговорки представляют собой специально придуманные фразы, в которых имеется труднопроизносимый подбор звуков, произносить которые надо быстро, четко и без запинок.
Овладение разговорной речью является наиболее значимым и важным признаком развития ребенка. Появление активной речи припадает на второй год жизни ребенка. Первые слова и простые фразы, развитие фонематического слуха имеет большое значение в своевременном овладении речью. Непременным условием успешности развития является установление эмоционального контакта между взрослым и ребенком, атмосфера доверия и сотрудничества между ними и активное использование речевых элементов. В дальнейшем происходит совершенствование речи, расширение словаря, улучшение произношения и т.д. Чрезвычайно важное значение в этом процессе имеют созданные условия для общения ребенка с взрослыми.
- Скороговорки улучшают подвижность языка, артикуляционного аппарата, развивают слуховое внимание, тренирует правильное произнесение звуков.
- Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребенка.
- Положительный эмоциональный фон при разучивании веселых скороговорок позволяет организовывать общение с взрослыми комфортно, а обучать и развивать без принуждения.
- Хорошая дикция – залог успешной адаптации ребенка к школьным условиям, позволяет хорошо выполнять задания, устно отвечая на уроках.
- Скороговорки в виде коротких стишков, помогают развивать и совершенствовать память детей.
- Скороговорки направлены на тренировку речи ребенка, ее развитие.
- Различные виды скороговорок, созданных с целью коррекции произношения тех или иных звуков, активно используют на логопедических занятиях.
Можно сказать, что скороговорки представляют собой эдакий речевой тренажер, возможностями которого пренебрегать просто не разумно. Тренировки можно начинать с самого раннего возраста, однако, при этом учитывая уровень владения речью, возраст ребенка, его психологические особенности и другие факторы. От этого зависит подбор материала для использования, понятного и доступного для конкретного ребенка. Для крохи подойдут скороговорки рифмованные, с использованием сказочных сюжетов и персонажей. Для деток постарше можно подбирать скороговорки напоминающие мини истории.
Психологи считают, что скороговорки можно использовать при работе с гиперактивными детками, поскольку для правильного произношения необходимо проявить сосредоточенность и концентрированность.
Таким образом, скороговорки способствуют развитию речевого аппарата ребенка, улучшают дикцию, обогащают словарный запас. Использование скороговорок полезно при коррекции речевого развития, проблем в поведении. В целом скороговорки благоприятно отражаются на общем интеллектуальном развитии ребенка.