Статьи

Скороговорки – непростая забава…

Скороговорки – непростая забава… Смешные рифмованные стишки-скороговорки со сложными для произношения фонемами и их сочетаниями, произнося которые язык в буквальном смысле слова «заплетается», на самом деле являются далеко не простой забавой. Фразы с труднопроизносимым сочетанием слов, усложненная артикуляция, аллитерации и рифмы – это все то, что делает скороговорки частью сложной, но очень веселой и интересной задачи обучения, развития и тренировки речи, хорошей дикции и произношения у детей.

Дошкольники и дети школьного возраста при случае с удовольствием устраивают соревнования — кто быстрее и без ошибок повторит “заковыристую” скороговорку? Очевидна радость тех детей, кому удается покорить сложную игру слов и звуков. А иногда, сколько усилий и повторений стоит добиться безошибочного и быстрого произношения. И вот в этих тренировках и происходит очень важный для ребенка процесс развития артикуляционно-речевого аппарата. Учитывая богатую палитру выбора тематики всевозможных скороговорок, развитие речи ребенка проходит в игровой форме, что способствует более простому и естественному обучению и формированию навыков.

Скороговорки помогают развивать артикуляцию, способствуют подвижности и усовершенствованию речевого аппарата малыша. Кроме этого в виде интересной игры-забавы с веселыми рифмованными стишками дети приобретают навыки осмысленного употребления частей слова и частей речи, научаются распознавать многогранность смысловых оттенков языка. Например «Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня». Попробуйте-ка разобраться, кто, куда и чего носил, если для ребенка слова звучат почти одинаково или сливаются. В процессе совместного разбора, о чем, собственно говоря, рассказывает скороговорка, родители и дети могут провести немало очень познавательных и занимательных бесед.

Скороговорки – непростая забава… Педагоги и психологи не устают подчеркивать, что развитие интеллектуальных способностей ребёнка включает в себя развитие мышления, памяти, восприятия, внимания и других процессов. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста основным видом деятельности является игра. Через игру дети познают мир, сложные взаимоотношения, и конечно обучаются и развиваются. Скороговорки являются прекрасным способом развивать речь, память, внимание и мышление ребенка в игровой занимательной форме.

Пытаясь одержать победу над той или иной скороговоркой можно придерживаться такой простой последовательности:

  1. Начинать следует с наиболее простых скороговорок, отмечая любые успехи и достижения.

  2. Проговорите скороговорку сначала медленно и четко.

  3. Разберите каждое слово скороговорки, объясните ребенку их смысл.

  4. Пусть ребенок постарается выучить на память скороговорку и произносить ее по памяти медленно или в среднем темпе.

  5. Можно помочь ребенку, проговаривая с ним слова скороговорки по очереди.

  6. Постепенно ускоряя темп речи, добившись максимально быстрого проговаривания, следует отмечать четкость произношения.

  7. В идеале скороговорка должна произноситься максимально быстро без ущерба четкости произношения.

  8. Закрепить успех можно проведя семейный турнир по скороговоркам.