Определить когда точно появились частушки достаточно сложно. Как и многие другие виды живого фольклорного творчества, частушки сочиняются народом, передаются из уст в уста, и гибко отражают различные актуальные на данный момент темы. Многие считают, что современные частушки являются наследием скоморохов и ведут свою историю с 17 ст. Другие определяют 19 ст. как время появления этого фольклорного жанра. Сегодня частушками называют смешные короткие песни, как правило, состоящие из 4 строчек, с характерным звучанием, ритмикой и острым юмористическим содержанием.
За время существования частушек появилось невероятное разнообразие тем для создания сюжетов, песенки поют различные слои населения, возрастные категории, они отражают доминирующие интересы, высмеивают проблематику.
Значительное место в богатой истории частушек занимают детские частушки, которые адресуются и исполняются детьми разного возраста. Учитывая возрастные особенности и интересы детей, частушки имеют свои отличительные черты, и кроме развлекательных задач преследуют еще и образовательные, воспитательные и развивающие цели.
- Частушка как образец музыкального народного фольклора презентует подрастающему поколению уникальную самобытную культуру наших предков, способствует духовному развитию, преемственности поколений, приобщению к национальным жизненным истокам.
- Фольклорные песни выполняют задачи нравственного и эстетического развития и воспитания, создают условия для развития музыкально-эстетической сферы и художественной культуры.
- Частушки как очень «живой» и «мобильный» вид народного творчества является для подрастающего поколения крайне благоприятной почвой для апробации своих талантов, проявления творческих способностей.
- Чтобы сочинять частушки дети должны прекрасно владеть языком, уметь выражать свои мысли лаконично, использовать художественные приемы, которые позволяют в 4 строчках выразить законченную мысль, сделать выводы, высмеять недостатки и т.д.
- Сюжеты, которые ложатся в основу детских частушек отражают интересы подрастающего поколения. Частушки о взаимоотношениях мальчиков и девочек, о местных новостях, о любви, о внешнем виде, о быте, о человеческих качествах позволяют детям открывать для себя законы социума, правила поведения, которые приветствуются обществом, и формы поведения, которые высмеиваются. В школьных частушках имеют место темы экзаменов, прогулов, опозданий, невыполненных уроков, оценок, любимых и нелюбимых предметов, отношение к учителям, черты характера, внешний вид, дружба и любовь и т.д.
- Юмористических характер частушек развивает у детей понятие смешного, способствует развитию чувства юмора.