Статьи

Загадка как средство развития мышления дошкольников

Загадка как средство развития мышления дошкольниковРазличные виды фольклорного творчества широко применяются в дошкольных учебных заведениях для развития психических процессов ребенка. Загадка универсальное средство комбинированного воздействия на интеллектуальное развитие, эмоционально-волевую сферу, нравственный аспект и формирование личности в целом. Загадки могут быть средством целенаправленной коррекционно-развивающей работы и развития речи у детей.

Спектр коррекционно-развивающих возможностей загадки очень многообразен. Очевидными полезными приобретениями в процессе развития ребенка является сообразительность, быстрая реакция, воспитание находчивости, активное стимулирование умственной деятельности, развитие таких психических процессов как мышление,  память, внимание, воображение и, конечно, речь. Не менее важным является общее развитие — расширение представлений и знаний об окружающем мире, воздействие на сенсорную сферу.

Загадки условно разделяют на группы, основываясь на характере мыслительной операции, требуемой для нахождения правильного ответа.

1. Наиболее простыми являются загадки, в которых искомый предмет необходимо отгадать, основываясь на перечисленных существенных признаках предмета или явления. Например, в загадке перечисляется форма и величина, цвет или вкус, характер издаваемого звука или движения, материал изготовления или назначение предмета. Вариантом такого рода загадок может быть перечисление признаков, которые рифмуются со словом-отгадкой. Для отгадывания такого рода загадок необходимо произвести элементарный анализ, то есть выделить существенные признаки, и впоследствии синтезировать их, то есть объединить их в одно целое. При достаточном количестве признаков  ребенок производит необходимые мыслительные операции и успешно решает логическую задачку.

2. Более сложными являются загадки, в которых кратко называют признаки предмета и буквально 1-2 характеристикам необходимо воссоздать образ загаданного предмета. К тому же уровню сложности относят загадки, которые основываются либо на отрицании, либо на сопоставлении предметов или на их сравнении. Успешное решение такой логической задачи, требует от ребенка знаний о признаках, умения их выделять, ассоциировать с другими признаками, которые не указаны в загадке. Для отгадки таких задач должны быть сформированы достаточно полные представления о предмете или явлении.

3. Метафорические загадки являются наиболее сложными для отгадывания. Чтобы решить задачу детям необходимо проникнуть в завуалированный смысл  метафорического высказывания, выделить сходство и общие черты  в явлениях и предметах, которые на первый взгляд не похожи друг на друга.

Загадка как средство развития мышления дошкольниковДля детей младшего дошкольного возраста присущ небольшой жизненный опыт, который должны учитывать педагоги и родители при подборе тематики загадок. Это могут быть загадки о предметах, с которыми дети часто сталкиваются в быту, эмоционально значимые предметы, например домашние животные, игрушки, продукты питания и т.п. Можно предлагать детям загадки, в которых перечисляются ярко выраженные признаки, свойства  и качества предметов или рифмованные загадки, где с текстом загадки рифмуется отгадка.

Ребенок среднего дошкольного возраста должен хорошо ориентироваться в загадках на тему домашних и диких животных, о продуктах питания, одежде, природе, транспорте и т.п. Ребенок может разгадать загадки с прозрачными сравнениями или простыми метафорами.

Детям старшего дошкольного возраста предлагают более сложные виды логических задач на сопоставление и сравнение, исключение  и на более широкую тематику.