Статьи

Небылицы для детей

Небылицы для детейНебылица – это небольшой рассказик о том, чего на самом деле нет, и априори быть не может. Но порой так хочется, чтобы то, чего нет на самом деле, оказалось правдой. Своими культурными и историческими корнями небылицы уходят глубоко в древнюю Россию. Еще наши предки проявляли свою фантазию, и сочиняли небылицы, которые стали сродни устному народному творчеству, и передавались из уста в уста.

По своей сути, небылицы представляют собой небольшие рифмованные стишки, в которых ведется рассказ о каких-либо действиях или явлениях, которых не бывает в природе. И тем интереснее становится их слушать, представлять для себя иной мир, в котором имеет место быть подобное явление.

Многие русские писатели, особенно детские поэты, среди которых отличился и Корней Чуковский, настаивали на том, что небылицы – это, в первую очередь особенная детская интеллектуальная игра, благодаря которой можно развить гармонично своего ребенка. И как оказалось, они были правы, потому что дети могут играть не только, используя самые разные подручные средства, включая игрушки, машинки или куклы. Дети могут играть также весело, но своими мыслями. Небылица, по сути, является плодом фантазии и воображения, которое позволяет ребенку расширить значительно границы существующей действительности, по-новому посмотреть на каждый предмет, сделать окружающий мир интереснее. К примеру, дети, используя самостоятельно составленные и придуманные небылицы, или используя уже где-то услышанные, могут изменять в своем воображении выбранные конкретные предметы, их функции, или же могут просто наделять любые вещи абсолютно новыми, не присущими, и не подвластными, признаками. Таким образом, дети получают максимальное удовольствие от впечатляющей игры, и при этом можно проследить существенную пользу для формирования и развития их логического мышления.

Небылицы для детейЕсли обратиться к историческому возрождению небылиц, то такой жанр народного своеобразного творчества, появился очень давно. В древней Руси даже существовала специальная школа для поэтического устного творчества, в которой обучались дети в возрасте от двух и до двенадцати лет. Причем, каждый ребенок имел возможность проявить себя и свое воображение. Таким образом, и складывались самые первые небылицы.

Вы слышали что-нибудь о скоморохах? Это были сказатели, которые считались самыми удачливыми на любое смешное слово, и могли запросто сочинить веселую песню. Именно эти люди и считаются основателями и основоположниками такого веселого и оригинального жанра, как небылицы. Каждый ребенок, который выучивал небылицу, и потом рассказывал ее в конкретном коллективе, всегда заслуживал особой похвалы. На чем же освоен интерес детей к подобным нескладным перевертышам? На самом деле вина всему – это эффект неожиданности, исключительно благодаря которому весь окружающий и до боле знакомый мир, мог в одно мгновение перевернуться вверх тормашками.

Большинство известных миру небылиц содержат в себе такой прием, название которому перевертывание всех обычных и типичных ситуаций. В итоге получается действительно нелепость, но она необычайно задорная, веселая, милая. Детские небылицы относятся больше не к юмору, а к веселой сатире. В Руси слагались даже сказки небылицы, в которых были представлены различные смеховые образцы литературы.

Но, несмотря на однозначное народное признание, небылицы в определенное время развития Руси даже были объявлены запрещенными и зловредными. Большое количество поэтов и писателей, не могло просто так смириться с тем, что их произведения, которые были написаны по всем строгим канонам русской литературы, незыблемо уступают и проигрывают каким-то народным нелепым сочинениям. Даже русские педагоги утверждали, что небылица является просто элементом своеобразной буржуазной культуры. Даже была развернута достаточно широкая компания, суть которой была направлена против подобных сказаний.

Детский поэт, Чуковский, который продолжал писать небылицы и сказки, используя именно этот жанр, в свое время услышал в адрес своего творчества очень много оскорбительных отзывов. А все дело в том, что именно Чуковский приложил все усилия к тому, чтобы небылицы, как конкретный жанр, снова были возрождены в стране. Оппоненты, в роли других поэтов, писателей, и педагогов, не могли смириться с такой пошлостью и нелепостью.

Несмотря на то, что борьба за право сочинять и рассказывать перевертыши длилась долгие года, сегодня, этот жанр можно считать по праву возрожденным, интересным и полезным.