Статьи

Особенности стихов для самых маленьких детей

Особенности стихов для самых маленьких детейМладенец довольно рано начинает различать ритмичность и интонационные оттенки речи. Мудрые родители с первых дней жизни уход за ребенком сопровождают колыбельными песнями, стихами-потешками, пестушками, стихотворными прибаутками. И делают очень правильно, поскольку в развитии малыша важное место занимают стихи. Мелодичность, ритмическое оформление, выразительные интонации заставляют малыша прислушиваться к стихам, впитывая их, заставляя подражать и подготавливая к развитию речи.

В 2-3 года детей можно начинать знакомить с различными литературными произведениями, в том числе со стихами для детей. Стихотворная форма произведений, благодаря ритму и рифме, легче воспринимается детьми, позволяет лучше сосредоточиться на сюжете. Дети постепенно научаются следить за развитием действий, сопереживать и сочувствовать положительным героям, выражать свое отношение к негативным персонажам.

Однако стихи для детей раннего возраста имеют ряд особенностей, рассчитанных на восприятие маленькими детьми. Исследования по лингвистике детской речи позволили выделить ключевые моменты, которые играют роль в успешном овладении родным языком. Учитывая, что поэтическое творчество все-таки отражает стилистическое оформление мыслей взрослого человека, то не всегда эти высокохудожественные фразы понятны для маленького ребенка, только начинающего свой путь в усвоении родного языка. Учитывая ряд особенностей, понимание поэтической речи маленьким ребенком часто затрудняется, или становится просто невозможным, как например, при чтении больших стихотворных произведений. Изобилие эпитетов, аллегорий, метафор также могут усугубить сложность восприятия стихотворений малышами.

Стихи для детей должны иметь соответствующую тематику, учитывающую развитие речи детей раннего возраста. Стихи должны учитывать порядок слов, который на ранних стадиях развития детской речи является значимым фактором для понимания речи. Грамматические конструкции, максимально простые предложения – все это залог понимания детьми стихов.

Особенности стихов для самых маленьких детейОчевидно значение детских стихов для пополнения словарного запаса и обогащения речи. Не меньшее значение играет разучивание и запоминание стихов для развития мнемических процессов. Дети легко запоминают рифмованный материал, но для того чтобы научится им полноценно владеть и воспроизводить его, им необходимо еще какое-то время. Поначалу ребенок воспроизводит стихи при помощи взрослых, которые начинают фразу, а дети ее подхватывают и заканчивают. Часто дети могут воспроизводить большие отрывки стихов, опираясь на образный материал – иллюстрации в книге. Однако полноценно оперировать информацией, которая хранится в долговременной памяти, ребенок научается только к 7-8 годам. Обучаясь приемам и способам запоминания стихов, ребенок учится применять опосредованную память, проводить ассоциации и сопоставлять факты с имеющимся жизненным опытом, включать в работу воображение и фантазирование. Интересно, что развитие мнемических способностей обуславливает развитие умственных способностей, и наоборот.

Понимание красоты и ритма слова, виртуозное владение родным языком, развитие умственных способностей, обогащение словаря и багажа знаний – все это начинается с простого чтения детских стихов своему малышу.