Статьи

Пословицы и поговорки в современной педагогике

Пословицы и поговорки в современной педагогикеВажной составляющей воспитания современного поколения является задача не растерять духовное богатство предыдущих поколений, сохранить и приобщить детей к народному творчеству. Пословицы и поговорки в определенной степени являются яркой и острой приправой нашей речи. Краткие, но очень емкие по своему содержанию, пословицы и поговорки выражают вековую мудрость народа. Многие поколения в пословицах и поговорках передавали своим детям определенные правила жизни и поведения.

Дошедшее до наших дней наследие в виде поговорок и пословиц разнообразно по форме и содержанию. Пословицы зачастую имеют характер практического наставления-поучения. Это житейские советы, пожелания, поучения хорошим нравам, правилам поведения. Пословицы отражают народные коллективные идеи относительно вопросов рождения детей, средств и методов воспитания, способов поощрения или наказания, наследования ребенком поведения своих родителей, о влиянии окружающей среды, о значении общественного мнения и т.п. Отдельная тема это пословицы о человеческих качествах, чертах личности, оценки поступков и действий, связь с воспитанием.

Сегодня многие воспитатели, педагоги и родители рассматривают пословицы и поговорки как «народные педагогические миниатюры», которые могут послужить замечательным средством воспитания и развития дошкольников и младших школьников.

Короткие выражения, обычно рифмованы или имеют четкий ритм, поэтому очень легко запоминаются детьми. Пословицы и поговорки сразу же всплывают в памяти, когда необходимо проиллюстрировать определенную ситуацию. И зачастую вместо долгой поучительной беседы, короткая, но яркая пословица может стать незаменимым средством.

Пословицы и поговорки в современной педагогикеПодрастающий ребенок еще не достаточно хорошо владеет разговорной речью, и очень часто вместо того, чтобы например, передать смысл текста своими словами гораздо лучше воспроизводит его дословно. В этом же возрасте наблюдается чувствительность к языковым явлениям и вовремя сказанная мудрая фраза закрепляется в памяти ребенка на многие годы и оказывает мощное эмоциональное воздействие. Поэтому пословицы и поговорки при обучении и развитии детей широко используются воспитателями и педагогами при различных видах деятельности:

  1. В изучении иностранных языков.

  2. На уроках чтения.

  3. На уроках математики (поговорки и пословицы с математическим содержанием)

  4. На внеклассных занятиях.

  5. На воспитательных часах.

  6. На школьных праздниках, утренниках.

  7. На уроках литературы и языка.

При работе с пословицами и поговорками существует ряд особенностей, на которые следует обращать внимание:

  1. Использование сопоставления, сравнения или противопоставления в пословицах. Детям следует объяснить значение и суть сравнения на доступных примерах.

  2. Антитеза в пословицах задается с целью воздействовать на маленького слушателя, демонстрируя правильные образцы поведения и неправильные. Следует помочь детям понять значение этого художественного средства с помощью постановки вопросов к пословицам: «Если ученье – свет, тогда неученье — это что?»

  3. Применение эпитетов в пословицах помогает создать яркий и выразительный образ. С помощью различных приемов ребятам следует помочь понять и оценить точность эпитетов.

  4. Часто встречающиеся в пословицах и поговорках метафоры и гиперболы и устаревшие слова также требуют отдельного объяснения.

  5. Внимание следует уделять ритмической организации пословиц и поговорок, логическому ударению и рифме.