Статьи

Частушки – как отражение интересов и проблем подрастающего поколения

Определить когда точно появились частушки достаточно сложно. Как и многие другие виды живого фольклорного творчества, частушки сочиняются народом, передаются из уст в уста, и гибко отражают различные актуальные на данный момент темы. Многие считают, что современные частушки являются наследием скоморохов и ведут свою историю с 17 ст. Другие определяют 19 ст. как время появления этого фольклорного жанра. Сегодня частушками называют смешные короткие песни, как правило, состоящие из 4 строчек, с характерным звучанием, ритмикой и острым юмористическим содержанием.

За время существования частушек появилось невероятное разнообразие тем для создания сюжетов, песенки поют различные слои населения, возрастные категории, они отражают доминирующие интересы, высмеивают проблематику.

Значительное место в богатой истории частушек занимают детские частушки, которые адресуются и исполняются детьми разного возраста. Учитывая возрастные особенности и интересы детей, частушки имеют свои отличительные черты, и кроме развлекательных задач преследуют еще и образовательные, воспитательные и развивающие цели.

  1. Частушка как образец музыкального народного фольклора презентует подрастающему поколению уникальную самобытную культуру наших предков, способствует духовному развитию, преемственности поколений, приобщению к национальным жизненным истокам.
  2. Фольклорные песни выполняют задачи нравственного и эстетического развития и воспитания, создают условия для развития музыкально-эстетической сферы и художественной культуры.
  3. Частушки как очень «живой» и «мобильный» вид народного творчества является для подрастающего поколения крайне благоприятной почвой для апробации своих талантов, проявления творческих способностей.
  4. Чтобы сочинять частушки дети должны прекрасно владеть языком, уметь выражать свои мысли лаконично, использовать художественные приемы, которые позволяют в 4 строчках выразить законченную мысль, сделать выводы, высмеять недостатки и т.д.
  5. Сюжеты, которые ложатся в основу детских частушек отражают интересы подрастающего поколения. Частушки о взаимоотношениях мальчиков и девочек, о местных новостях, о любви, о внешнем виде, о быте, о человеческих качествах позволяют детям открывать для себя законы социума, правила поведения, которые приветствуются обществом, и формы поведения, которые высмеиваются. В школьных частушках имеют место темы экзаменов, прогулов, опозданий, невыполненных уроков, оценок, любимых и нелюбимых предметов, отношение к учителям, черты характера, внешний вид, дружба и любовь и т.д.
  6. Юмористических характер частушек развивает у детей понятие смешного, способствует развитию чувства юмора.