Статьи

Пестушки, как средство физического развития ребенка

Пестушки, как средство физического развития ребенкаМудрость и действенность методов народной педагогики и сегодня вызывает восхищение интуитивным пониманием возрастных особенностей детей. Педагогика народа, которая ведет свою историю с глубокой древности, выработала четкие приемы воспитания ребенка, начиная с колыбельного периода, обусловила дозировку познавательного материала для детей этого возраста, и точно указала на определяющую роль положительных эмоций в младенчестве для воспитания жизнерадостного взрослого, живущего в соответствии с нравственными законами общества.

Самым маленьким деткам адресовались незамысловатые пестушки. Короткие рифмованные стишки, проговариваемые маминым нежным голосом, с положительными эмоциями обращались к тельцу малыша, сопровождали первые движения ручек и ножек, его действия, первые звуки. Если разобраться, то пестушки представляют собой своеобразный свод правил и приемов физического развития, выработанных любящими матерями многих поколений.

Пестушки обеспечивают гармоничное развитие координации движений, способствуют выработке чувства равновесия, закрепляют двигательные навыки, являют собой хорошие упражнения для развития мышц. Часто пестушки сопровождают простейшие массажные приемы: поглаживание, постукивание, легкое сжимание и т.д.

Пестушки, как средство физического развития ребенкаПестушки зачастую сопровождали определенные этапы развития младенца, ежедневные ритуалы и процедуры.

  1. Только проснувшемуся малышу, слегка вялому и полусонному, с помощью пестушек можно помочь «встряхнуться», и перейти к активному бодрствованию. В народных пестушках закреплен ряд процедур, активизирующих нервные процессы, способствующих восстановлению кровообращения и пробуждению работы организма. Это пестушки сопровождавшиеся «потягушками», поглаживаниями, простой зарядкой для ручек и ножек.
  2. Для полноценного развития младенца необходимым средством является массаж. Основные приема массажа для младенцев, найденные еще в древние времена, закрепились в пестушках. Руководствуясь последовательностью и ритмом пестушки, мама совершает плавные массажные движения, поглаживая тельце ребеночка от шейки до ступней, потом от середины груди до ладошек. Стихотворный напев с ритмической организацией и характерной мелодикой является необходимой звуковой стимуляцией малыша и сопровождается тактильными мягкими прикосновениями матери. Это и составляет сокровенное значение пестушек как оптимального способа физического воспитания и психического развития детей раннего возраста.
  3. Малыш, который начинал издавать звуки, обязательно слышал в «ответ» новые потешки, которые составляли своеобразное общение, дополненное положительными эмоциями.
  4. Группа потешек сопровождала своеобразный комплекс физических упражнений, который направлялся на развитие отдельных групп мышц и способствовал развитию двигательных навыков. Это потешки, которые сопровождали упражнения на укрепление мышц ножек. Они предшествовали и готовили ребенка к стоянию, ходьбе, сохранению равновесия.
  5. Для развития мышц ручек пестушки сопровождали различные взмахивающие движения руками, имитирующие полет или плавание т.д.
  6. При обучении ходьбе использовали другие потешки направленные на освоение следующих по сложности форм двигательной активности – бега, прыжков и т.д.

В целом пестушки сопровождаемые рядом действий способствуют развитию координации, закрепляют последовательность движений, единство объекта и движения, формируют первое представление о значении окружающих предметов.