Статьи

Самобытная народная культура в частушках

Частушки считаются относительно молодым фольклорным жанром, который возник в ответ на потребность реагировать на острые злободневные темы, поднимая и высмеивая их. Появившись в сельской местности, первые озорные частушки пели молодые мужчины. Изначально темами частушек были любовь и отношения. Следуя веяниям времени, позже в частушках поднимались проблемы войны, политики, быта, жизни, отражая истинное народное отношение к этим вопросам, но через призму юмора и сатиры.

Сегодня тематика частушек отличается большим разнообразием. Уже по названиям, которыми наделяют частушки, можно судить о тематике, принадлежности, временных рамках, социальной группе которой принадлежит авторство. Например, колхозные частушки, современные, советские, детские, школьные и т.д.

Частушки сегодня являются живым примером распространения, развития и изменения жанра устного народного творчества. Тенденция использовать частушки в детских образовательных и воспитательных учреждениях объясняется широкими возможностями, заложенными в традициях народного воспитания.

Народная педагогика отличается широким разнообразием воспитательных форм, к которым в том числе относятся и различные фольклорные формы устного народного творчества.

Если к основным приемам народного воспитания, которые применялись к младенцам и детям младшего школьного возраста относились колыбельные песни, потешки, пестушки, то подросшие детки воспитывались на частушках, загадках, сказках, былинах. Эти жанры народного творчества раскрывали лучшие черты характера славянского народа, уважение к старшим, силу духа, доброту, смелость, взаимопомощь, трудолюбие.

Использование частушек и сегодня отражает самобытную и интересную историю славянского народа, создавая у ребенка ощущение причастности к духовному богатству своего народа с ранних лет.

Детские частушки, которые адресуются детям или сочиняются сами детьми, точно отражают проблемы и темы, волнующие и интересующие подрастающее поколение.

На музыкальных занятиях и уроках пения частушки призваны воспитывать в детях любовь, интерес и уважение к народной музыкальной культуре. Ознакомление со сведениями о народной музыке и особенностями частушек, развивает у школьников умение воспринимать музыку, развивает музыкальный слух, способствует развитию памяти и чувства ритма.

Самостоятельное сочинение частушек позволяет детям проявлять творческие способности, учится использовать художественные приемы для точного и яркого выражения своих мыслей и способствует виртуозному владению родным языком.

Частушки широко применяются во внеурочное время, становятся частью мероприятий, школьных фольклорных праздников, проектов в которых детей приобщают к народным истокам национальной культуры и самобытности, формируют нравственные качества, проявляют артистические способности, обучают выразительным творческим средствам.